Саузерн Рок очень сильно похож на блюз-рока конца 1960-ых годов, а также на honky tonk и Bakersfield country, создавая свой собственный уникальный музыкальный сплав. В течение начала 1970-ых годов рок-группы в стиле Саузерн – рок стали главной частью американского хард-рока. Первой рок-группой в этом стиле была Allman Brothers, которая «уточнила» импровизационные тенденции и громкости Cream и Grateful Dead, оставаясь более близкими к блюзу, рок-н-роллу и корням кантри музыки. Они вскоре сопровождались Lynyrd Skynyrd, которые исполняли более тяжелую и громкую музыку, чем Allman Brothers; в процессе, они основали шаблон для всех рок-групп в стиле Саузерн Рок. У Skynyrd было три ведущих гитариста, таким образом, они естественно удовлетворяли свои желания в длинных джэмах. У них также был поэт - песенник в Ронни Ван Зант, который был в состоянии создавать традиционную музыку в стиле современного рок-н-ролла и также содержала проницательную лирику.
Группы, которые следовали за Skynyrd часто, испытывали недостаток в мастерстве, которым обладал Ван Зант, и они очень сильно копировали музыку групп в стиле хард буги-вуги. Несколько групп взяли за основу музыку ближе к кантри и блюзу, в то время как другие, такие как Dixie Dregs, развивали особую импровизационную технику. Однако, доминирующий звук саузерн рока был своего рода свободным сплавом нескольких жанров основанных на этнических мотивах и джэмах хард-буги-вуги. Жанр «вымер» в начале 1980-ых годах, после Molly Hatchet, Marshall Tucker Band, и .38 Special.